Авторизация eng
+7 (812) 702-13-35

MUF 2019: тренды градостроительства, развития умных городов и новой мобильности

На прошлой неделе прошел Moscow Urban Forum 2019. Специалисты «А+С Транспроект» приняли участие в качестве экспертов панельных дискуссий и оценили основные тенденции, которые обсуждали участники форума.
 
Форум собрал представителей Правительства Москвы, российских компаний-застройщиков, фирм из сферы телекоммуникаций, транспортного консалтинга, архитекторов, а также делегатов международных компаний и иностранных городских управлений. Участники делились опытом, обсуждали уже достигнутые успехи и перспективы дальнейшего развития комфортной городской среды – в основном применительно к Москве как законодательнице мод, но и к другим городам, с поправкой на ресурсы, которыми они располагают.
 
Компанию «А+С Транспроект» представляли директор московского офиса, к.э.н. Андрей Прохоров, директор по развитию Кристиан Бёттгер, директор направления устойчивых решений Григорий Парфёнов и директор по решениям в области общественного транспорта Владимир Валдин. В дни работы форума мы встретились и пообщались со своими российскими и международными партнерами, а также установили новые связи с архитекторами и девелоперами.
 

От парадигмы «бизнес» – к парадигме «инфраструктура»

Вопросы, связанные с транспортом и принципами мобильности, так или иначе затрагивали практически на каждой сессии, а примерно треть дискуссий была посвящена исключительно этой тематике. Участники подчеркивали важность понимания мобильности населения как неотъемлемой части комфортной среды. Многократно говорили о необходимости распределения пешеходных потоков, регулирования автомобильного трафика и организации качественного обслуживания населения общественным транспортом.
 
Значение последнего и отказ, по меньшей мере, на уровне Москвы от парадигмы «бизнеса» с переходом к парадигме «инфраструктуры» многократно подчеркивали на всех уровнях. В связи с плавным вхождением железнодорожного транспорта в состав городских видов транспорта (на примере истории успеха Московского центрального кольца (МЦК) с его почти 560 тысячами пассажиров в будний день и активно строящимися первыми двумя очередями «Московских центральных диаметров»), руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов отметил, что МЦК «притянуло» на ещё недавно совершенно депрессивные территории от 7 до 10 миллиардов долларов инвестиций.
 
«Ещё один важный фактор из составляющих новой парадигмы, который подчёркивали выступающие, – это время как важнейший показатель качества обеспечиваемой мобильности. Недаром пассажиропоток новых скоростных артерий в Московском регионе устойчиво и органически растёт на 15 и более процентов в год», – рассказал по итогам форума Владимир Валдин.
 
Следующим важным фактором, как отметил, в частности, заместитель генерального директора – начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов ОАО «РЖД» Олег Тони, является качество поездки: комфорт по отношению к личному автомобилю. Наряду с этим, в некоторых выступлениях опять поднимали вопрос о якобы особом месте розеток для подзарядки гаджетов и наличии Wi-Fi на транспортных объектах как показателях «умности» транспорта и решающем факторе выбора.
 

Транспортная система – основа «умного города»

На дискуссионных площадках форума обсуждалось развитии интеллектуальной транспортной системы (ИТС) российской столицы. Москва – один из передовых городов по развитию ИТС и концепции «умный город», которые подразумевают комплексный подход, объединяющий «умное оборудование» и инфраструктуру в единую систему. В будущем эта система позволит автоматически управлять различными городскими системами, в том числе транспортом – основой «умного города». Автоматизация высокой степени может быть достигнута за счет применения современных алгоритмов и программного обеспечения, которое позволяет делать прогнозы и предлагать оптимальные варианты управления спросом или мобильностью.
 
«Сейчас существует два основных направления в этой области – искусственный интеллект, или машинное обучение, и математические модели, имитирующие движение транспортных средств и потока в целом. Есть много компаний, которые занимаются подобными исследованиями. Мы, в том числе, уже несколько лет разрабатываем свои алгоритмы и ПО в сфере ИТС и на своем опыте убедились, что будущее за гибридным подходом – за совмещением алгоритмов моделирования и искусственного интеллекта», – рассказал Андрей Прохоров.
 

Транспорт и градостроительство – две вещи нераздельные

Рост цен на жилые и коммерческие объекты, обеспеченные качественной инфраструктурой общественного транспорта, отмечали и иностранные специалисты. Заместитель генерального директора транспортной администрации Сингапура Чуа Чонг Кхенг рассказал, как собираются достичь вполне достижимой планки в 75% перевозок на общественном транспорте в утренний «пик» к 2030 году в этом островном городе-государстве, где места для новых дорог для транспорта индивидуального просто нет.
 
А в Гонконге, который представлял Стив Ю, главный советник крупнейшего регионального перевозчика MTR, управление недвижимостью (сейчас – более 9 млн кв. м жилья и коммерческих помещений) входит непосредственно в перечень видов деятельности этой корпорации, позволяя ей не только окупать затраты на строительство метро (!), но и получать прибыль. По словам господина Ю, взаимоувязанное транспортное и градостроительное планирование, которое охватывает на порядки больше составляющих, чем «наши» (московские) ТПУ, позволяет добиться оптимальных результатов как по цифрам, так и по скорости отдачи, и привлечь частных инвесторов – с учётом предоставляемых им гарантий. Между прочим, MTR теперь стала международной, и управляет сетью метро не только в Гонконге, но и в Стокгольме.
 

Транспортное планирование как инструмент социального инжиниринга

«Транспортное планирование – неотъемлемый инструмент социального инжиниринга. Это важный вывод, к которому в процессе деятельности пришла компания «А+С Транспроект», и было приятно слышать, что эту мысль поддерживали многие участники форума», – рассказал Григорий Парфёнов. Необходимость такого понимания транспортного планирования созрела уже давно, и теперь пришло время внедрения этого принципа в российских городах. Понимание причин и способов передвижения людей в совокупности с четкой стратегией развития регионов позволит не только усиливать гармоничное развитие городских пространств, но и влиять на качество жизни людей и привлекательность девелопмента территорий.
 
Именно привлекательности такого не самого уютного по определению места, как метро, была посвящена отдельная панельная дискуссия, тон которой задал доклад шведского архитектора Сары Винтерхав о проектах развития «Туннельбаны» Стокгольма и приёмах комфортной пассажирской навигации в замкнутых пространствах. Для России Москва уже стала безусловным лидером «дизайна движения»: сюда относятся и оформительские приёмы студии Артемия Лебедева, который особо отметил сложность и важность ведущейся работы по созданию графического «языка» Московского транспорта, и коммуникационный проект для москвичей и приезжих «Привет, Москва!», презентацию которого провела Оксана Бондаренко.
 

Беспилотное метро – не хайп, а средство передвижения

На форуме затронули еще одну очень модную в последнее время тенденцию развития беспилотных поездов и машин, к которой с гораздо большей восторженностью относятся журналисты, чем сами транспортники.
 
Олег Тони отметил, что технически беспилотные поезда возможны хоть сейчас, однако ещё нужно работать и работать с нормативной базой для их внедрения. А господин Кхенг особо подчеркнул, что для Сингапура полное автоведение в метро – не хайп, а инструмент достижения максимальной эффективности, и в первую очередь при принятии такого решения рассматривались вопросы не моды и беспилотности как таковой, а экономические аспекты и повышение качества управляемости системы при огромных пассажиропотоках. Крытые пересадки в Сингапуре тоже строят, но не ради продажи коммерческих площадей, а для защиты пассажиров от дождя и зноя и для повышения, таким образом, привлекательности общественного транспорта над личным.
 

Новая мобильность – «за» передвижение пешеходов

Очень правильные вещи на форуме говорил директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Он отметил, что Россия вынуждена быстрее, чем другие страны, принимать принципы и формы новой мобильности, так как в нашей стране значительно большее количество автомобилей на дорогах. Среди основных направлений развития новой мобильности он назвал принцип «Right-of-Way», когда комфортность передвижения пешеходов важнее, чем передвижение автомобилей, и концепцию «MaaS» – мобильность как сервис, которая позволяет управлять спросом на разные виды транспорта.
 
«Со своей стороны, мы от «А+С Транспроект» поделились мнением о необходимости транспортного планирования и моделирования, чтобы города становились удобнее и транспорт не занимал в городах так много пространства. Мы должны максимально точно спрогнозировать спрос и, таким образом, развивать транспортную инфраструктуру в тех размерах, которые действительно необходимы», – отметил Кристиан Бёттгер.

Модуль «КСОДД-онлайн» RITM3 – цифровой план развития транспортной инфраструктуры города или региона

Собственную разработку «А+С Транспроект» – «цифровую ПКРТИ/КСОДД» – уже применяют несколько городов России и СНГ.

 

Устойчивые транспортные решения – для российского градостроительства

«А+С Транспроект» усиливает компетенции в сфере городского планирования.

Почему люди скоро перестанут покупать автомобили

Экспертная колонка Всеволода Морозова, к.э.н., руководителя группы системного анализа «А+С Транспроект», – о digital-эпохе, MaaS и мобильности будущего, когда люди предпочитают сервис товару.